х

Минфин рассказал о новых ограничениях для оказания аудиторских услуг

22.03.2023г.

Недавно в РФ появился федеральный закон № 31, который ужесточает правила независимости для аудиторов. Новый нормативный акт вносит изменения в основополагающий закон об аудиторской деятельности. Поправки вступят в силу с 01.07.23. Минфин напомнил участникам рынка о принятых нововведениях и перечислил главные из них.

Ранее в законе об аудиторской деятельности запреты на участие в оказании аудиторских услуг и непосредственно на оказание данных услуг были не разделены. Теперь невозможность оказания услуг аудита индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями, предусмотренная в статье 8 указанного ФЗ (части 4, 5), будет описана отдельно от недопуска аудиторов, кроме индивидуальных, к участию в оказании аналогичных услуг.

Параллельно уточнен ряд понятий, которые используются в документе:

  • контролирующее лицо;
  • родственники;
  • правила независимости для аудиторских организаций и аудиторов;
  • финансовый инструмент;
  • подконтрольная организация (подконтрольное лицо).

Запреты, которые устанавливаются в статье 8 ФЗ об аудиторской деятельности, будут касаться оказания любых аудиторских услуг: проведения индивидуальными аудиторами или аудиторскими организациями собственно аудита и выполнения сопутствующих ему работ. Также они распространятся и на участие аудиторов в предоставлении данных услуг. До внесения изменений ограничения действовали только в отношении самого аудита. Кроме запретов, прямо перечисленных в статье 8 данного закона, допускается установление дополнительных запретов: как правилами независимости для аудиторских организаций и аудиторов, так и другими федеральными законами.

Появились и новые условия недопуска к оказанию аудиторских услуг:

1. Аудируемое лицо представляет для аудиторской организации контролирующее лицо. Или, наоборот, контролирующим лицом для аудируемого лица является индивидуальный аудитор (аудиторская организация).

2. Установлено наличие общих подконтрольных либо контролирующих лиц у аудируемого лица и проверяющего индивидуального аудитора (аудиторской организации).

3. Руководитель проверяемой компании выступает как поручитель (кредитор) индивидуального аудитора (аудиторской организации). При этом сумма обеспечения (займа) составляет больше 10 % от балансовой стоимости имущества индивидуального аудитора (аудиторской организации).

4. Аудируемое лицо выступает кредитором индивидуального аудитора (аудиторской организации) по денежным и прочим обязательствам (здесь не учитываются кредитные договоры и договоры займа). Обязательства перед индивидуальным аудитором (аудиторской организацией) превышают 10 % от стоимости активов на балансе соответствующего индивидуального аудитора (аудиторской организации).

5. Установлено владение финансовыми инструментами, выпущенными аудируемым лицом — общественно значимой организацией, либо статус выгодоприобретателя по данным финансовым инструментам со стороны:

  • самой аудиторской организации;
  • сотрудников аудиторской организации (руководителя и иных должностных лиц — участников аудиторской группы) или их родственников.

Перечень случаев, при которых будут выдаваться предписания ЦБ или Казначейства, а сведения об аудиторской организации для ОЗО будут исключены из реестра СРО, станет больше. На данный момент подобные ситуации не влекут за собой таких жестких санкций. Также увеличивается количество запретов, выполнение которых обязательно для включения в реестры аудиторов для ОЗО или ОЗО на финрынке.

Индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям надлежит до июля 2023 года скорректировать свою деятельность согласно новым требованиям (сообщение Минфина от 21.02.23).

Вас может заинтересовать:

см. все новости

Форма быстрого заказа
В сообщении укажите адрес объекта
Заказать услугу