С июля введено требование к численности персонала аудиторских организаций — в штате должно быть хотя бы 3 сотрудника. В итоге с рынка ушло уже 300 компаний, к осени ожидается усиление оттока до нескольких тысяч. Но оставшиеся компании уверены в позитивности данной тенденции — качество услуг вырастет, от чего клиенты только выиграют. Однако эксперты предостерегают: одновременно может подняться стоимость аудита. Оставшиеся аудиторские фирмы получат много новых клиентов, которые увеличат спрос на услуги.
При этом исполнители еще и сэкономят, так как смогут привлекать высвободившихся аудиторов на скромных условиях.
По данным самих участников рынка, в первые две недели после введения требования к штату примерно 300 маленьких аудиторских фирм прекратили деятельность добровольно. Это прямое следствие жестких условий по численности аудиторов — нужно минимум 3 официально трудоустроенных специалиста. После первой волны ухода с рынка осталось только около 2,7 тысяч действующих компаний. Указанную информацию подтвердила и СРО ААС. Здесь уточнили, что фирмы предпочитают не ждать принудительного исключения дисциплинарной комиссией и уходят сами.
Ситуацию также пояснил Дмитрий Лимаренко, руководитель аудиторской организации «Универс-Аудит». По его мнению, фирмы, которые решили прекратить работу, изначально не соответствовали аудиторским стандартам. Но так как они оказывали услуги сезонно, то не видели шансов на набор дополнительных аудиторов в штат. Согласен с этим и Евгений Самойлов, руководитель «Русаудита». Он считает, что при кадровом голоде и сложностях с привлечением необходимых сотрудников закрытие бизнеса — очевидное решение.
Темпы сокращения числа маленьких аудиторских компаний будут только нарастать. К концу лета их может оказаться не более 1,8 тысяч, уверен Д. Лимаренко. А господин Самойлов прогнозирует объединение таких фирм либо поглощение более крупными представителями аудиторского рынка. Но в то же время Владислав Карастелин, управляющий партнер «Докар-Консалтинг» не считает, что такая реорганизация для формальных целей как-то поможет росту качества аудита.
Клиенты уходящих маленьких аудиторских компаний будут переходить к организациям среднего масштаба. Скорее всего, это приведет к увеличению расценок в целом по рынку.
Светлана Романова, директор аудиторской фирмы «Пачоли» указывает, что типичный клиент уходящих компаний — бизнес с формальным отношением к аудиту, то есть не относящийся к данной услуге как к возможности эффективно решать какие-то задачи деятельности. Поэтому такие предприятия были не готовы платить за аудит большие деньги. За минимальную цену они ждали от аудиторской фирмы только напечатанное заключение, причем желательно без реальных проверок.
Игорь Буян, заместитель руководителя «Эрнст энд Янг» (после переименования — «ЦАТР — аудиторские услуги») уверен, что стоимость услуг небольших аудиторских фирм не отражает затраты, необходимые для проведения качественного аудита. Эксперты оценивают адекватную сумму за подобную работу в сотни тысяч и даже несколько миллионов рублей.
Кроме того, остающиеся аудиторы смогут сэкономить, нанимая сотрудников из уходящих небольших компаний.
По словам С. Романовой, в региональных мелких аудиторских фирмах трудились, в основном, специалисты без опыта в применении рискориентированного подхода. Таким образом, их квалификация не позволяет устроиться в национальные аудиторские организации даже среднего масштаба.
Но около трети высвобождающихся кадров имеют достаточную профессиональную компетентность. И после увольнения их возьмут на работу, но по столичным меркам с невысокой зарплатой. Благодаря более скромным ожиданиям вновь принятых сотрудников, работодателям удастся сэкономить на персонале. «Пачоли» приводят сравнительные данные по зарплате для аудиторов, имеющих новый аттестат. Если в Москве такие получают, в среднем, 150 тысяч рублей, то в регионах аналогичному специалисту платят только 100-120 тысяч.